Содержание

Легализация денежных средств полученных преступным путем цель

Легализация денежных средств, добытых незаконным путем

Согласно ст. 174 УК РФ под легализацией (отмыванием) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем понимается совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, заведомо приобретенными другими лицами преступным путем, в целях придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом.

Согласно Федеральному закону от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем , — придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления.

Отмывание денег представляет собой достаточно сложный и продолжительный процесс, включающий множество разнообразных операций. Для удобства изучения и описания этого процесса выработано несколько моделей, хотя следует сказать, что на практике они не всегда четко прослеживаются. Наиболее распространенной является трехфазовая модель:

    1. в первой фазе происходит введение «грязных», обычно наличных денег, в легальный хозяйственный оборот;
    2. во второй фазе в результате множества операций деньги отделяются от источника их происхождения, теряют следы;
    3. в третьей фазе деньги обретают новый — «легальный» источник происхождения.

Легализация преступных доходов, позволяя преступным организациям проникать в легальную экономику, в то же время является «ахиллесовой пятой» их финансовой деятельности. В процессе легализации денежные средства выходят из тени, оставляя за собой «бумажный след» от совершаемых финансовых операций.

По Российскому законодательству не считаются преступлениями, порождающими легализацию (отмывание) преступных доходов:

    • невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте;
    • уклонение от уплаты таможенных платежей;
    • уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица;
    • уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации.

Ст. 4 Закона N 115-ФЗ устанавливает м еры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, к которым относятся:

    • организация и осуществление внутреннего контроля;
    • обязательный контроль;
    • запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых мерах противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, за исключением информирования клиентов о приостановлении операции, об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операций, об отказе от заключения договора банковского счета (вклада), о необходимости предоставления документов по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом;
    • иные меры, принимаемые в соответствии с федеральными законами.

Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом в соответствии с правилами внутреннего контроля, обязаны документально фиксировать информацию, полученную в результате реализации указанных правил, и сохранять ее конфиденциальный характер.

Основаниями документального фиксирования информации являются:

    • запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели;
    • несоответствие сделки целям деятельности организации, установленным учредительными документами этой организации;
    • выявление неоднократного совершения операций или сделок, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
    • отказ клиента от совершения разовой операции, в отношении которой у работников организации возникают подозрения, что указанная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма;
    • иные обстоятельства, дающие основания полагать, что сделки осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

При проведении идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца, обновлении информации о них организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, вправе требовать представления клиентом, представителем клиента и получать от клиента, представителя клиента документы, удостоверяющие личность, учредительные документы, документы о государственной регистрации юридического лица (индивидуального предпринимателя).

Основаниями для включения организации или физического лица в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, являются:

    1. вступившее в законную силу решение суда Российской Федерации о ликвидации или запрете деятельности организации в связи с ее причастностью к экстремистской деятельности или терроризму;
    2. вступивший в законную силу приговор суда Российской Федерации о признании лица виновным в совершении хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.1, 205.2, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279, 280, 282, 282.1, 282.2 и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации (Преступления против общественной безопасности и Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства);
    3. решение Генерального прокурора Российской Федерации, подчиненного ему прокурора или федерального органа исполнительной власти в области государственной регистрации (его соответствующего территориального органа) о приостановлении деятельности организации в связи с их обращением в суд с заявлением о привлечении организации к ответственности за экстремистскую деятельность;
    4. процессуальное решение о признании лица подозреваемым в совершении хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.1, 205.2, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279, 280, 282, 282.1, 282.2 и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации (Преступления против общественной безопасности и Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства);
    5. постановление следователя о привлечении лица в качестве обвиняемого в совершении хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.1, 205.2, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279, 280, 282, 282.1, 282.2 и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации (Преступления против общественной безопасности и Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства);
    6. составляемые международными организациями, осуществляющими борьбу с терроризмом, или уполномоченными ими органами и признанные Российской Федерацией перечни организаций и физических лиц, связанных с террористическими организациями или террористами;
    7. признаваемые в Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами приговоры или решения судов и решения иных компетентных органов иностранных государств в отношении организаций или физических лиц, осуществляющих террористическую деятельность.

    Легализация доходов (отмывание доходов, полученных преступным путем)

    Под легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, в Российском законодательстве понимается совершение действий, направленных на придание правомерного вида владению, пользованию и распоряжению денежными средствам и иным имуществом, приобретенным заведомо незаконным путем и полученным от таких видов преступлений, как незаконная торговля наркотиками, создание фирм-однодневок, финансовые мошенничества и другие действия.

    Легализация преступных доходов представляет собой сложный процесс, включающий множество разнообразных сделок, совершаемых разнообразными методами.

    Такое явление способствует дальнейшему росту преступности не только экономической направленности, но и иной, в том числе организованной (отмывание доходов, полученных преступным путем, является одним из элементов организованной преступной деятельности и выступает финансовым рычагом террористической деятельности).

    Основные цели легализации доходов, полученных преступным путем

    К целям деятельности по легализации преступных доходов можно отнести:

    Сокрытие следов происхождения доходов, полученных из нелегальных источников.

    Создание видимости законности получения доходов.

    Сокрытие лиц, извлекающих незаконные доходы и инициирующих сам процесс отмывания.

    Уклонение от уплаты налогов.

    Обеспечение удобного и оперативного доступа к денежным средствам, полученным из нелегальных источников. Создание условий для безопасного и комфортного потребления.

    Создание условий для безопасного инвестирования в легальный бизнес.

    Противодействие легализации доходов, полученных преступным путем

    Мерами по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем, являются:

    определение перечня преступлений, с легализацией доходов от которых следует бороться;

    определение перечня организаций (в основном финансово-кредитных и почтовых), которые должны проявлять особую бдительность при осуществлении через них крупных или подозрительных операций;

    определение порядка экстрадиции лиц, обвиненных в легализации денег;

  1. установление в законодательстве той или иной страны понятия «легализация незаконно полученных доходов» таким образом, что исключало бы возможность двоякого толкования, споров или ухода от ответственности за совершение данного преступления и т.д.
  2. Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

    Что надо знать про 115-ФЗ, запросы банков и Росфинмониторинга

    Многие предприниматели и физические лица могли наблюдать в интернете и средствах массовой информации бурное обсуждение вопроса блокировки счетов и приостановления банковских операций по счетам, даже если был осуществлен перевод денег на тысячу рублей.

    У компаний и физических лиц возникает целый ряд вопросов.

    Что такое легализация денежных средств, полученных преступным путем?

    Под легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, в Российском законодательстве понимается совершение действий, направленных на придание правомерного вида владению, пользованию и распоряжению денежными средствам и иным имуществом, приобретенным заведомо незаконным путем и полученным от таких видов преступлений, как незаконная торговля наркотиками, создание фирм-однодневок, финансовые мошенничества и другие действия.

    Легализация преступных доходов представляет собой сложный процесс, включающий множество разнообразных сделок, совершаемых разнообразными методами.

    Основные цели легализации доходов, полученных преступным путем следующие:

    • сокрытие следов происхождения доходов, полученных из нелегальных источников;
    • создание видимости законности получения доходов;
    • сокрытие лиц, извлекающих незаконные доходы и инициирующих сам процесс отмывания;
    • уклонение от уплаты налогов;
    • обеспечение удобного и оперативного доступа к денежным средствам, полученным из нелегальных источников. Создание условий для безопасного и комфортного потребления;
    • создание условий для безопасного инвестирования в легальный бизнес.

    Поэтому банки и запрашивают дополнительную информацию.

    Какую информацию может запрашивать Росфинмониторинг?

    Нужно сообщать в Росфинмониторинг о сделках с движимым имуществом на сумму 600 000 руб. и более – обычно такая информация сообщается банками. Например, если покупатель – физическое или юридическое лицо – приобретает в ювелирном магазине изделия на сумму 600 000 руб., то магазин обязан предоставить информацию об этом в Росфинмониторинг.

    Кроме этого, если сумма по сделке купли-продажи недвижимости равна или превышает 3 млн руб. либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 млн руб., или превышает ее, тогда об этом также нужно сообщить в Росфинмониторинг (п. 1.1 ст. 6 Закона № 115-ФЗ).

    В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 7 Закона № 115-ФЗ кредитные организации обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней со дня совершения операции сведения по операциям с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим обязательному контролю, совершаемым их клиентами.

    Квалификация операции в качестве подлежащей обязательному контролю осуществляется на основании анализа всей имеющейся в кредитной организации информации, как предоставленной клиентом либо его представителем, так и полученной из иных источников информации, доступных кредитной организации на законных основаниях.

    Как работает принцип «знай своего клиента»?

    К обязательным процедурам идентификации относятся:

    • у физических лиц – граждан РФ уточняют ФИО, гражданство, дату рождения, данные документа, удостоверяющего личность;
    • у физлиц-иностранцев дополнительно запрашивают данные миграционной карты и подтверждения легального пребывания в РФ;
    • у российских юрлиц требуют представить название, правовую форму, ИНН, ОГРН, юридический адрес;
    • у иностранных юрлиц дополнительно запросят данные о регистрации в РФ (код и адрес), место и адрес регистрации в том иностранном государстве, к которому юрлицо относится;
    • у иностранной структуры без образования юрлица (например, траста) потребуют указать наименование, сведения о стране инкорпорации, коды регистрации в качестве налогоплательщика, данные о месте ведения основной деятельности, а также об имуществе в управлении и об учредителях и управляющих (ФИО и постоянный адрес).

    Существует и упрощенная идентификация в следующих случаях:

    • выполняемая клиентом транзакция не подлежит особому контролю (по критериям, установленным законом № 115-ФЗ);
    • клиент не вызывает подозрений у работников банка;
    • транзакция не является необычной, с сомнительным экономическим смыслом, и не дает оснований предположить, что ее целью является избежание клиентом процедур полной проверки.

    Также есть операции, которые вообще не подлежат идентификации:

    • денежные переводы без открытия счета на суммы в пределах 15 000 руб. Перечень исключений – товаров и услуг, на операции с которыми не распространяется освобождение от идентификации, устанавливает Правительство РФ;
    • покупка физлицом валюты на сумму (эквивалент) не более 40 000 руб.;
    • покупка физлицом изделий из драгметаллов и драгкамней в розницу на сумму (эквивалент) не более 40 000 руб. То же самое, но с применением физлицом электронных средств расчетов на сумму (эквивалент) до 100 000 руб.

    Какую информацию о бенефициарах нужно предоставлять

    • основания для признания физлица бенефициарным владельцем;
    • перечень мер (процедур), направленных на выявление и идентификацию организацией бенефициарных владельцев клиентов, включая перечень запрашиваемых у клиентов документов и другой информации;
    • основания для признания в качестве бенефициарного владельца единоличного исполнительного органа клиентаюридического лица при невозможности выявления бенефициарного владельца;
    • порядок принятия организацией решения о признании физического лица бенефициарным владельцем;
    • порядок фиксирования сведений, полученных в результате идентификации бенефициарного владельца.

    Каким образом конкретно банки устанавливают информацию о бенефициарах? Тут все просто, банки используют отлаженные механизмы:

    • включение в договор с клиентами обязанности последних представлять сведения о бенефициарных владельцах;
    • анкетирование клиентов, позволяющее идентифицировать бенефициарных владельцев;
    • изучение учредительных документов клиентов-юридических лиц;
    • устный опрос клиентов с занесением информации в их анкету.

    А вот если клиент не предоставит информацию о бенефициаре, то банк может или не пропустить операцию, или же приостановить операции по счетам.

    Какие операции попадают под больший контроль со стороны банков

    • фонд зарплаты сотрудников клиента установлен из расчета ниже официального прожиточного минимума;
    • по счету уплачивается НДФЛ, но не уплачиваются страховые взносы;
    • остатки денег на счете отсутствуют либо незначительны по сравнению с объемами операций, обычно проводимыми клиентом по счету;
    • основания платежей, производимых по счету клиента, не имеют отношения к затратам, присущим хозяйствующим субъектам, занимающимся заявленными клиентом при открытии/ведении счета видами деятельности;
    • отсутствует связь между основаниями преобладающих объемов зачисления денег на счет клиента и основаниями последующего их списания;
    • резко увеличиваются обороты по счету клиента, превышающие заявленные при открытии (ведении) счета;
    • со счета не производятся платежи в рамках ведения хозяйственной деятельности клиента (например, арендные платежи, платежи в счет уплаты коммунальных услуг, закупки канцелярских товаров и другие);
    • денежные средства зачисляются на счет клиента от контрагентов-покупателей по договорам за товары и услуги с выделением НДС и практически в полном объеме списываются клиентом в пользу контрагентов по объектам, не облагаемым НДС.

    Также банк проверяет следующие признаки:

    • отношение объема получаемых за неделю наличных денежных средств к оборотам по банковским счетам клиента за соответствующий период составляет 30 и более процентов;
    • с даты создания юридического лица прошло менее двух лет;
    • деятельность клиента, в рамках которой производятся операции по зачислению денег на банковский счет и их списанию со счета, не создает у его владельца обязательств по уплате налогов либо налоговая нагрузка минимальна;
    • деньги поступают на банковский счет клиента от контрагентов, по счетам которых проводятся операции, имеющие признаки транзитных операций;
    • поступление от контрагента денежных средств на банковский счет клиента происходит с одновременным поступлением денежных средств от того же контрагента на банковские счета других клиентов;
    • денежные средства поступают на банковский счет клиента суммами, как правило, не превышающими 600 тыс. руб.

    К рискам будут относиться также операции:

    • регулярное снятие наличных денег, как правило, ежедневно или в срок, не превышающий трех-пяти дней со дня их поступления;
    • снятие наличных денег осуществляется, как правило, в сумме, не превышающей 600 тыс. руб., либо в сумме, равной или незначительно меньшей размера максимального определенного кредитной организацией размера суммы наличных денежных средств, которая может выдаваться клиенту, юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, в течение одного операционного дня;
    • снятие наличных денежных средств осуществляется в конце операционного дня с последующим снятием наличных денежных средств в начале следующего операционного дня;
    • у клиента имеется нескольких корпоративных карт и с их использованием преимущественно осуществляются операции по получению наличных денежных средств.

    Таким образом, не следует бояться блокировки 200 руб., которые вы перевели другу или «скинулись» на подарок. Перечень рискованных операций четко определен и банки действуют в соответствии со строгими стандартами.

    Ответственность за легализацию преступных доходов

    Легализация (отмывание) доходов – это наделение правовым статусом средств, которые получены заведомо преступным путем. Легализация предполагает сознательные средства и сложную многоэтапную процедуру. Отмывание производится различными способами. Легализация – это крайне негативное явление, которое ведет к росту преступности. Это одна из составляющих террористической деятельности.

    Предмет легализации

    Предметом отмывания являются средства, добытые заведомо преступным путем. Это могут быть деньги, полученные следующим образом:

    • Торговля наркотическими веществами.
    • Финансовые махинации.
    • Регистрация компаний-однодневок.
    • Незаконная торговля оружием.

    Точное определение дохода, добытого преступным путем, содержится в статье 3 ФЗ №115 от 07.08.2001 г. Это средства, приобретенные в результате совершения преступления. Незаконные действия могут быть самыми различными. Однако закон исключает из этого перечня следующие преступления:

    1. Статья 193 УК РФ. Игнорирование обязанностей по репатриации денег.
    2. Статья 194 УК РФ. Игнорирование уплаты таможенных взносов.
    3. Статья 198 УК РФ. Игнорирование уплаты налогов и страховых взносов.
    4. Статья 199 УК РФ. Уклонение от налоговых сборов.

    ВАЖНО! Под доходом понимаются средства, добытые в результате какой-либо деятельности (в данном случае преступной). Ряд операций для приобретения денежных средств подлежит обязательной проверке на предмет причастности террористической деятельности, экстремистским объединениям. Перечень операций, которые подлежат уходу, изложен в статье 6 ФЗ №115.

    Цели отмывания средств

    Легализация средств, полученных преступным путем, производится со следующими целями:

    • Сокрытие источников и характеров происхождения средств.
    • Формирование видимости легальности имеющихся доходов.
    • Сокрытие лиц, которые являются владельцами нелегальных доходов и занимаются их отмыванием.
    • Уклонение от перечисления налогов.
    • Формирование беспрепятственного доступа к деньгам.
    • Формирование условий для безопасного использования средств.
    • Создание возможности для свободного инвестирования в законный бизнес.

    Отмывание средств – характерный признак деятельности преступных объединений.

    ТОП-10 способов отмывания средств

    Выделяются следующие способы отмывания доходов, добытых преступным путем:

    1. Неоправданное завышение стоимости услуг и продукции.
    2. Заключение соглашений с фиктивными организациями с последующими переводами на счета крупных сумм средств. Полученные средства направляются на законную деятельность.
    3. Нелегальные операции по обезналичиванию и обналичиванию средств через банковское учреждение, фиктивные фирмы.
    4. Формирование видимости получения кредитных средств от банковского учреждения или организации-нерезидента, оформленной в оффшорной зоне. Создается эта видимость путем множественного перечисления безналичных средств на счета разных компаний. После этого средства возвращаются обратно.
    5. Проведение сделок и банковских операций через оффшорные компании, созданные банковским учреждением. Сделки могут осуществляться через финансовые фирмы, которые не являются аффилированными. Признаки этого способа отмывания: сделки с компаниями, зарегистрированными в оффшорных зонах, фиктивные переводы средств в форме кредита на счета банковского учреждения, не являющегося резидентом. Затем средства переводятся в другой оффшорный банк. После этого средства возвращаются обратно. Сложная сеть операции нужна для того, чтобы скрыть источник поступления средств.
    6. Пересылка средств в другую страну, из другой страны или на территории одного государства. Сюда относятся международные переводы. К примеру, это может быть перевод средств в другую страну для приобретения недвижимости.
    7. Направление средств, которые ранее переведены на зарубежные счета, на инвестирование в РФ. Это может быть приобретение ценных бумаг крупных предприятий. Этот способ крайне распространен. Связано это с тем, что огромные объемы нелегальных средств хранятся именно на зарубежных счетах. Тратить средства в этих же странах сложно, так как легко отслеживается их преступное происхождение. Поэтому средства возвращаются в РФ. Самый простой способ возврата – приобретение акций.
    8. Создается фиктивное предприятие. Доход от преступной деятельности оформляется как законная прибыль этого предприятия. В качестве этого предприятия может быть создан, к примеру, кинотеатр, ресторан.
    9. Создание нелегальной сети трансграничных расчетов. Она позволяет осуществлять переводы, которые невозможно отследить. Средства передаются оператору по месту нахождения плательщика. Оператор направляет запрос другому оператору, сообщает сумму перевода средств. Средства поступают на указанный счет.
    10. Прочие способы. Это может быть имитация выигрыша в игорном учреждении, создание интеллектуального труда и его реализация в другой стране. Участники теневой экономики часто используют метод нелегального возмещения налога.

    Это лишь малый перечень способов отмывания средств. Для обхода закона создаются все новые и новые схемы. Новые методы сложнее отследить.

    Характерные особенности сделок для отмывания средств

    Сделки для легализации преступных средств отличаются следующими признаками:

    1. Счет покупателя и продавца зарегистрирован в одном банковском учреждении.
    2. Все операции произведены в течение одного дня.
    3. Оформление сопутствующей документации в один день.
    4. Оплата продукции была проведена со счета в банковском учреждении, являющемся резидентом.
    5. Предметом сделки является товар, популярный у налоговых махинаторов. Это оптика, программное обеспечение и прочее.
    6. Просьба о возмещении НДС фирмой, партнером которой является компания с неизвестным местоположением.

    В сделках могут использоваться как заемные средства, так и собственные деньги.

    Ответственность за отмывание

    Деятельность, связанная с отмыванием средств, регулируется такими нормативными актами, как:

    1. Статья 174 УК РФ. Легализация средств, полученных в результате преступной деятельности. Предполагает отмывание денег, полученных другими лицами. Предполагает ответственность в форме 7 лет тюремного заключения.
    2. Статья 174.1 УК РФ. Легализация собственных средств, полученных в результате незаконной деятельности.

    Прочие нормативные акты, предупреждающие отмывание средств:

    1. Конвенция об отмывании средств, подписанная в Страсбурге в 1990 году.
    2. ФЗ от 28 мая 2001 года №62.
    3. Постановление Пленума ВС от 18.07.2004 года.
    4. ФЗ от 07.08.2001 г. №115, на основе которого был создан соответствующий раздел в УК РФ.

    Из нормативных актов становится очевидно, что ответственность полагается за отмывание как собственных, так и чужих средств, полученных в результате преступной деятельности.

    Судебная практика

    Судебная практика относительно применения статьи 174 УК РФ противоречива. При буквальной интерпретации закона часто наблюдается избыточное использование статьи. Как правило, суды не учитывают цель использования средств. То есть нормативный акт используют и в том случае, если не доказано направление средств именно на легализацию. Обычно ответственность за отмывание вменяется вместе со статьями о краже, мошенничестве, присвоении средств, незаконном получении кредита, сбыте наркотиков. Однако по закону легализация – это именно комплекс мероприятий, направленных на придание средствам правового статуса.

    Ответственность за легализацию преступных доходов

    Легализация (отмывание) доходов – это наделение правовым статусом средств, которые получены заведомо преступным путем. Легализация предполагает сознательные средства и сложную многоэтапную процедуру. Отмывание производится различными способами. Легализация – это крайне негативное явление, которое ведет к росту преступности. Это одна из составляющих террористической деятельности.

    Предмет легализации

    Предметом отмывания являются средства, добытые заведомо преступным путем. Это могут быть деньги, полученные следующим образом:

    • Торговля наркотическими веществами.
    • Финансовые махинации.
    • Регистрация компаний-однодневок.
    • Незаконная торговля оружием.

    Точное определение дохода, добытого преступным путем, содержится в статье 3 ФЗ №115 от 07.08.2001 г. Это средства, приобретенные в результате совершения преступления. Незаконные действия могут быть самыми различными. Однако закон исключает из этого перечня следующие преступления:

    1. Статья 193 УК РФ. Игнорирование обязанностей по репатриации денег.
    2. Статья 194 УК РФ. Игнорирование уплаты таможенных взносов.
    3. Статья 198 УК РФ. Игнорирование уплаты налогов и страховых взносов.
    4. Статья 199 УК РФ. Уклонение от налоговых сборов.

    ВАЖНО! Под доходом понимаются средства, добытые в результате какой-либо деятельности (в данном случае преступной). Ряд операций для приобретения денежных средств подлежит обязательной проверке на предмет причастности террористической деятельности, экстремистским объединениям. Перечень операций, которые подлежат уходу, изложен в статье 6 ФЗ №115.

    Цели отмывания средств

    Легализация средств, полученных преступным путем, производится со следующими целями:

    • Сокрытие источников и характеров происхождения средств.
    • Формирование видимости легальности имеющихся доходов.
    • Сокрытие лиц, которые являются владельцами нелегальных доходов и занимаются их отмыванием.
    • Уклонение от перечисления налогов.
    • Формирование беспрепятственного доступа к деньгам.
    • Формирование условий для безопасного использования средств.
    • Создание возможности для свободного инвестирования в законный бизнес.

    Отмывание средств – характерный признак деятельности преступных объединений.

    ТОП-10 способов отмывания средств

    Выделяются следующие способы отмывания доходов, добытых преступным путем:

    1. Неоправданное завышение стоимости услуг и продукции.
    2. Заключение соглашений с фиктивными организациями с последующими переводами на счета крупных сумм средств. Полученные средства направляются на законную деятельность.
    3. Нелегальные операции по обезналичиванию и обналичиванию средств через банковское учреждение, фиктивные фирмы.
    4. Формирование видимости получения кредитных средств от банковского учреждения или организации-нерезидента, оформленной в оффшорной зоне. Создается эта видимость путем множественного перечисления безналичных средств на счета разных компаний. После этого средства возвращаются обратно.
    5. Проведение сделок и банковских операций через оффшорные компании, созданные банковским учреждением. Сделки могут осуществляться через финансовые фирмы, которые не являются аффилированными. Признаки этого способа отмывания: сделки с компаниями, зарегистрированными в оффшорных зонах, фиктивные переводы средств в форме кредита на счета банковского учреждения, не являющегося резидентом. Затем средства переводятся в другой оффшорный банк. После этого средства возвращаются обратно. Сложная сеть операции нужна для того, чтобы скрыть источник поступления средств.
    6. Пересылка средств в другую страну, из другой страны или на территории одного государства. Сюда относятся международные переводы. К примеру, это может быть перевод средств в другую страну для приобретения недвижимости.
    7. Направление средств, которые ранее переведены на зарубежные счета, на инвестирование в РФ. Это может быть приобретение ценных бумаг крупных предприятий. Этот способ крайне распространен. Связано это с тем, что огромные объемы нелегальных средств хранятся именно на зарубежных счетах. Тратить средства в этих же странах сложно, так как легко отслеживается их преступное происхождение. Поэтому средства возвращаются в РФ. Самый простой способ возврата – приобретение акций.
    8. Создается фиктивное предприятие. Доход от преступной деятельности оформляется как законная прибыль этого предприятия. В качестве этого предприятия может быть создан, к примеру, кинотеатр, ресторан.
    9. Создание нелегальной сети трансграничных расчетов. Она позволяет осуществлять переводы, которые невозможно отследить. Средства передаются оператору по месту нахождения плательщика. Оператор направляет запрос другому оператору, сообщает сумму перевода средств. Средства поступают на указанный счет.
    10. Прочие способы. Это может быть имитация выигрыша в игорном учреждении, создание интеллектуального труда и его реализация в другой стране. Участники теневой экономики часто используют метод нелегального возмещения налога.

    Это лишь малый перечень способов отмывания средств. Для обхода закона создаются все новые и новые схемы. Новые методы сложнее отследить.

    Характерные особенности сделок для отмывания средств

    Сделки для легализации преступных средств отличаются следующими признаками:

    1. Счет покупателя и продавца зарегистрирован в одном банковском учреждении.
    2. Все операции произведены в течение одного дня.
    3. Оформление сопутствующей документации в один день.
    4. Оплата продукции была проведена со счета в банковском учреждении, являющемся резидентом.
    5. Предметом сделки является товар, популярный у налоговых махинаторов. Это оптика, программное обеспечение и прочее.
    6. Просьба о возмещении НДС фирмой, партнером которой является компания с неизвестным местоположением.

    В сделках могут использоваться как заемные средства, так и собственные деньги.

    Ответственность за отмывание

    Деятельность, связанная с отмыванием средств, регулируется такими нормативными актами, как:

    1. Статья 174 УК РФ. Легализация средств, полученных в результате преступной деятельности. Предполагает отмывание денег, полученных другими лицами. Предполагает ответственность в форме 7 лет тюремного заключения.
    2. Статья 174.1 УК РФ. Легализация собственных средств, полученных в результате незаконной деятельности.

    Прочие нормативные акты, предупреждающие отмывание средств:

    1. Конвенция об отмывании средств, подписанная в Страсбурге в 1990 году.
    2. ФЗ от 28 мая 2001 года №62.
    3. Постановление Пленума ВС от 18.07.2004 года.
    4. ФЗ от 07.08.2001 г. №115, на основе которого был создан соответствующий раздел в УК РФ.

    Из нормативных актов становится очевидно, что ответственность полагается за отмывание как собственных, так и чужих средств, полученных в результате преступной деятельности.

    Судебная практика

    Судебная практика относительно применения статьи 174 УК РФ противоречива. При буквальной интерпретации закона часто наблюдается избыточное использование статьи. Как правило, суды не учитывают цель использования средств. То есть нормативный акт используют и в том случае, если не доказано направление средств именно на легализацию. Обычно ответственность за отмывание вменяется вместе со статьями о краже, мошенничестве, присвоении средств, незаконном получении кредита, сбыте наркотиков. Однако по закону легализация – это именно комплекс мероприятий, направленных на придание средствам правового статуса.

    Читать еще:  Пособие от государства
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector