Содержание

Резерв по сомнительным долгам обязательно ли создавать

Организация является субъектом малого предпринимательства и не выступает в качестве эмитента публично размещаемых ценных бумаг. Должна ли она создавать резерв по сомнительным долгам и резерв на оплату отпусков работникам организации? Если да, то каким образом операции по созданию резервов отражаются в бухгалтерском и налоговом учете?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Организации обязаны создавать в бухгалтерском учете резерв по сомнительным долгам, который является оценочным значением. Для малых предприятий исключений нет. В налоговом учете налогоплательщик не обязан создавать резерв сомнительных долгов.
Организации с 2011 года обязаны применять ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы», устанавливающее порядок отражения в бухгалтерском учете и отчетности организаций оценочных обязательств.
Право не применять ПБУ 8/2010 предоставлено субъектам малого предпринимательства, не являющимися эмитентами публично размещаемых ценных бумаг. Информацию о неприменении ПБУ 8/2010 следует закрепить в учетной политике организации.
В налоговом учете организация имеет право создавать резерв на оплату отпусков, обязанности создавать указный резерв НК РФ не предусмотрено.

Обоснование вывода:
Приказом Минфина России от 24.12.2010 N 186н в Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденное приказом Минфина РФ от 29.07.1998 N 34н (далее — Положение), внесен ряд изменений, касающихся порядка формирования резервов в бухгалтерском учете.
Согласно новой редакции п. 70 Положения начиная с отчетности за 2011 год все организации обязаны при возникновении сомнительной дебиторской задолженности создавать резервы.
Так, например, ПБУ 21/2008 «Изменения оценочных значений» (далее — ПБУ 21/2008) устанавливает правила признания и раскрытия в бухгалтерской отчетности организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, информации об изменениях оценочных значений.
Согласно п. 3 ПБУ 21/2008 оценочным значением является величина резерва по сомнительным долгам, резерва под снижение стоимости материально-производственных запасов, других оценочных резервов, сроки полезного использования основных средств, нематериальных активов и иных амортизируемых активов, оценка ожидаемого поступления будущих экономических выгод от использования амортизируемых активов и другое.
Величина оценочного значения может быть определена с большой долей вероятности.
Из Положения исключен п. 72, согласно которому организация могла создавать резервы предстоящих расходов на предстоящую оплату отпусков работникам, выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет, выплату вознаграждений по итогам работы за год, ремонт основных средств, гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание и другие цели, предусмотренные законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации.
С 2011 года организация вправе создавать резерв предстоящих расходов только в том случае, если это предусмотрено соответствующим ПБУ.
ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» (далее — ПБУ 8/2010) устанавливает порядок отражения оценочных обязательств, условных обязательств и условных активов в бухгалтерском учете и отчетности организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации. Согласно пп. «в» п. 2 ПБУ 8/2010 данное положение не применяется в отношении оценочных резервов.
Оценочные обязательства — это обязательства организации с неопределенной величиной и (или) сроком исполнения (п. 4 ПБУ 8/2010).

Резерв по сомнительным долгам

Бухгалтерский учет

Согласно п. 70 Положения сомнительной признается дебиторская задолженность, которая не погашена или с высокой степенью вероятности будет не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями.
При этом величина резерва определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично.
Таким образом, новая редакция п. 70 Положения обязывает организацию оценивать задолженность в отношении каждого дебитора. Если организация полагает, что задолженность не является сомнительной, то создавать резерв по ней не нужно.
Порядок формирования рассматриваемого резерва, а также критерии оценки сомнительности задолженности нормативно не урегулированы.
При этом п. 7 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» (далее — ПБУ 1/2008) позволяет организации самостоятельно разработать способ ведения бухгалтерского учета и закрепить его в учетной политике, если по конкретному вопросу в нормативных правовых актах не установлены такие способы, учитывая при этом нормы российского бухгалтерского законодательства.
В целях сближения налогового и бухгалтерского учета организация вправе определять сумму резерва в бухгалтерском учете с использованием правил его формирования в налоговом учете.
В бухгалтерском учете организации формирование резерва под сомнительную задолженность отражается следующей записью:
Дебет 91, субсчет «Прочие расходы» Кредит 63
— начислен резерв по сомнительному долгу.
Так как резерв по дебиторской задолженности является элементом ее оценки (п. 3 ПБУ 21/2008), он должен контролироваться в рамках инвентаризации дебиторской задолженности. Эту же точку зрения озвучил И.Р. Сухарев, начальник отдела методологии бухгалтерского учета и отчетности Минфина России, в интервью журналу «Российский налоговый курьер», N 4, февраль 2011 г.
Инвентаризация дебиторской задолженности должна проводиться по правилам ст. 12 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 129-ФЗ) и Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49.
Согласно п. 1 ст. 12 Закона N 129-ФЗ порядок и сроки проведения инвентаризации определяются руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно. С учетом положений п. 2 ст. 12 Закона N 129-ФЗ, устанавливающего случаи, при которых проведение инвентаризации является обязательным, инвентаризация дебиторской задолженности может проводиться в соответствии с утвержденным ее порядком, но не реже чем 1 раз в год — перед составлением годовой отчетности.
Если по результатам инвентаризации организация примет решение, что задолженность больше не является сомнительной или контрагент погасит (частично погасит) задолженность, то в бухгалтерском учете будет необходимо сделать запись:
Дебет 63 Кредит 91, субсчет «Прочие доходы»
— сумма резерва списана на финансовый результат.
Если организация примет решение об увеличении суммы резерва, то производится запись:
Дебет 91, субсчет «Прочие расходы» Кредит 63
— доначислен резерв по сомнительному долгу.
Списать сомнительную задолженность в бухгалтерском учете организация имеет право в случае, если она нереальна для взыскания или истек срок исковой давности (п. 77 Положения).
При этом в учете будут сделаны следующие проводки:
Дебет 63 Кредит 62 (76)
-списана задолженность в сумме начисленного ранее резерва;
Дебет 91, субсчет «Прочие расходы» Кредит 62 (76)
— списание задолженности в сумме превышения резерва для данного долга.
Если до конца отчетного года, следующего за годом создания резерва сомнительных долгов, этот резерв в какой-либо части не будет использован, то неизрасходованные суммы присоединяются при составлении бухгалтерского баланса на конец отчетного года к финансовым результатам (п. 70 Положения). В учете организации делается проводка:
Дебет 63 Кредит 91, субсчет «Прочие доходы»
— сумма резерва списана на финансовый результат.
Резерв сомнительных долгов вычитается из строки «Дебиторская задолженность», отражаемой в активе баланса, без отражения его в пассиве бухгалтерского баланса (п. 35 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», письмо Минфина РФ от 23.12.2005 N 07-05-06/353). При этом информацию о резерве необходимо раскрыть в пояснениях к балансу и отчету о прибылях и убытках.

Налоговый учет

В налоговом учете налогоплательщик не обязан создавать резерв сомнительных долгов. Формирование резервов по сомнительным долгам в налоговом учете является правом налогоплательщика и осуществляется в соответствии с требованиями, установленными в ст. 266 НК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 266 НК РФ сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.
Суммы отчислений в эти резервы включаются в состав внереализационных расходов на последнее число отчетного (налогового) периода. Настоящее положение не применяется в отношении расходов по формированию резервов по долгам, образовавшимся в связи с невыплатой процентов (п. 3 ст. 266 НК РФ).
Пункт 4 ст. 266 НК РФ устанавливает, что сумма резерва по сомнительным долгам определяется по результатам проведенной на последнее число отчетного (налогового) периода инвентаризации дебиторской задолженности и исчисляется следующим образом:
1) по сомнительной задолженности со сроком возникновения свыше 90 календарных дней — в сумму создаваемого резерва включается полная сумма выявленной на основании инвентаризации задолженности;
2) по сомнительной задолженности со сроком возникновения от 45 до 90 календарных дней (включительно) — в сумму резерва включается 50% от суммы выявленной на основании инвентаризации задолженности;
3) по сомнительной задолженности со сроком возникновения до 45 дней — не увеличивает сумму создаваемого резерва.
При этом сумма создаваемого резерва по сомнительным долгам не может превышать 10% от выручки отчетного (налогового) периода, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ.
Резерв по сомнительным долгам может быть использован организацией лишь на покрытие убытков от безнадежных долгов, признанных таковыми в порядке, установленном ст. 266 НК РФ.
На основании п.п. 1 и 2 ст. 285 НК РФ налоговым периодом по налогу признается календарный год, а отчетными периодами — I квартал, полугодие и девять месяцев календарного года (кроме налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, для которых отчетным периодом признается месяц).
Следовательно, для определения суммы резерва по сомнительным долгам в целях налогообложения прибыли инвентаризацию дебиторской задолженности следует производить ежеквартально (для налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, ежемесячно) на конец отчетного (налогового) периода.

Резерв на оплату отпусков

Бухгалтерский учет

В настоящее время ни один нормативный документ по бухгалтерскому учету прямо не предусматривает ни право, ни обязанность организации по созданию резерва на предстоящую оплату отпусков.
Однако в соответствии с п. 8 ПБУ 8/2010, которое действует начиная с бухгалтерской отчетности за 2011 год, на счете учета резервов предстоящих расходов (счет 96) отражаются оценочные обязательства.
Согласно п. 5 ПБУ 8/2010 оценочное обязательство признается в бухгалтерском учете организации при одновременном соблюдении следующих условий:
— у организации существует обязанность, явившаяся следствием прошлых событий ее хозяйственной жизни, исполнения которой организация не может избежать. В случае, когда у организации возникают сомнения в наличии такой обязанности, организация признает оценочное обязательство, если в результате анализа всех обстоятельств и условий, включая мнения экспертов, более вероятно, чем нет, что обязанность существует;
— уменьшение экономических выгод организации, необходимое для исполнения оценочного обязательства, вероятно;
— величина оценочного обязательства может быть обоснованно оценена.
В соответствии со ст. 114 ТК РФ на время отпуска работникам сохраняются место работы и средний заработок. Таким образом, выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска являются одним из случаев предоставления работодателем гарантий, которые производятся за счет его средств (ст. 165 ТК РФ). Следовательно, расходы в виде отпускных есть ни что иное, как обязательство работодателя, установленное законодательством (в данном случае — ТК РФ). С выплатой отпускных происходит уменьшение экономических выгод организации, и величина этих обязательств может быть оценена расчетным путем.
Таким образом, резерв на оплату отпускных является оценочным обязательством и организации обязаны создавать указанный резерв.
В соответствии с п. 3 ПБУ 8/2010 данный порядок может не применяться субъектами малого предпринимательства, за исключением субъектов малого предпринимательства — эмитентов публично размещаемых ценных бумаг.
Таким образом, если организация является субъектом малого предпринимательства и не выступает в качестве эмитента публично размещаемых ценных бумаг, то она не обязана вести учет оценочных обязательств (резервов на оплату отпусков).
Информацию о неприменении ПБУ 8/2010 следует закрепить в учетной политике организации.

Читать еще:  Где лучше застраховать осаго

Налоговый учет

В соответствии с п. 1 ст. 324.1 НК РФ налогоплательщик, принявший решение о равномерном учете для целей налогообложения предстоящих расходов на оплату отпусков работников, обязан отразить в учетной политике для целей налогообложения принятый им способ резервирования, определить предельную сумму отчислений и ежемесячный процент отчислений в указанный резерв (письма Минфина России от 29.11.2010 N 03-03-06/4/116, от 24.09.2010 N 03-03-06/1/617, от 13.07.2010 N 03-03-06/2/125).
Вопрос о необходимости создания резерва оплаты отпусков работников организация решает самостоятельно, закрепив свой выбор в учетной политике.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Вахромова Наталья

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Горностаев Вячеслав

13 апреля 2012 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Обязательно ли создание резерва по сомнительным долгам в бухучете?

Обязательно ли делать отчисления в резерв по сомнительным долгам в бухучете, если:- ООО является малым предприятием и находится на упрощенной системе налогообложения (доходы-расходы);- сомнительной дебиторской задолженности нет, так как организация занимается розничной торговлей и товар отпускается только после оплаты покупателем. Как это можно отразить в учетной политике организации и нужно ли это отражать в данном случае? То есть, можно ли в тексте учетной политики написать пункт с такой формулировкой:44. Отчисления в резерв по сомнительным долгам не производятся.

Создание резерва по сомнительным долгам в бухучете – обязанность, а не право организации. Причем эта обязанность распространяется на все организации, в том числе малые предприятия.

Однако основание для отчислений в резерв возникают только тогда, когда фактически появляется сомнительная дебиторская задолженность. Например, контрагент не расплатился вовремя или изначально есть сомнение, что он заплатит. Если Ваша организация работает по предоплате, оснований для возникновения сомнительной дебиторской задолженности нет. А значит, нет оснований создавать резерв.

Вместе с тем, в учетной политике лучше не писать формулировку, что резерв не создается. Это объясняется тем, что законодательство такого права не предоставляет. Поэтому такая учетная политика будет противоречить законодательству по бухгалтерскому учету. Таким образом, в учетной политике, как положено по законодательству о бухучете, пропишите, что резерв создается при возникновении сомнительной дебиторской задолженности. И пропишите порядок отчисления в резерв. Например, так: «Отчисления в резерв по сомнительным долгам производятся по результатам инвентаризации дебиторской задолженности. Основание: абзац 3 пункта 27, пункт 70 Положения, утвержденного приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н.». Но поскольку фактически дебиторской задолженности нет, то и основания для отчисления в резерв тоже нет.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах ВИП версии Системы Главбух

1. Рекомендация:Как создать резерв по сомнительным долгам

Резерв по сомнительным долгам создают, чтобы отчетность организации отражала истинный финансовый результат и объем реальных обязательств покупателей и заказчиков. Причем не важно, оплата уже просрочена или есть уверенность, что контрагент нарушит договоренности в будущем.

Резерв в бухучете формируйте каждый раз, когда выявлена сомнительная дебиторская задолженность. Так поступать обязаны все без исключения компании, в том числе малые предприятия. Это прямо следует из пункта 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности.*

Когда нужно создавать резерв

Резерв создайте в том отчетном периоде, в котором при инвентаризации дебиторки вы выявили сомнительную задолженность. И не имеет значения, создавался аналогичный резерв в налоговом учете или нет (письмо Минфина России от 16 мая 2011 г. № 03-03-06/1/295).

Вообще между резервом по сомнительным долгам в бухгалтерском и налоговом учете есть существенная разница. В частности, в бухучете резерв обязателен. А для налогового учета такого требования нет.

Кстати, обратите внимание. Создавать резерв нужно только тогда, когда у вас нет уверенности или каких-то дополнительных гарантий, что просроченная дебиторка будет погашена. Если уверены в неплатежеспособности покупателя, знаете: вовремя денег от него не получите, – резерв тоже создавайте (письмо Минфина России от 27 января 2012 г. № 07-02-18/01).*

Ситуация: как определить платежеспособность должника, вероятность погашения дебиторской задолженности, принимая решение о создании резерва по сомнительным долгам в бухучете

Для этого соберите и проанализируйте доступную информацию о деятельности и имуществе дебитора.

Так, необходимо знать о ликвидации дебитора. Ведь тогда риски того, что договоренности будут не выполнены, могут существенно возрасти. Получить эту информацию можно, запросив выписку из ЕГРЮЛ или ЕГРИП.

Далее можно проанализировать финансовое положение дебитора – его операционную рентабельность, зависимость от заемных средств, ликвидность активов, объем и состав его кредиторской задолженности. Все эти показатели можно определить на основании открытых данных в бухгалтерской отчетности. То есть из Бухгалтерского баланса и Отчета о финансовых результатах. Запросить отчетность можно у самого контрагента или же в территориальном отделении Росстата. И даже заказать на портале госуслуг. Подробно порядок получения отчетности из статистики прописан в Регламенте, который утвержден приказом Росстата от 20 мая 2013 г. № 183.

На основании полученных сведений примите решение о создании резерва и его величине.

Прежде чем создавать резервы, нужно соблюсти одну формальность. Закрепите в учетной политике для целей бухучета конкретные признаки неплатежеспособности дебиторов, при наличии которых будете формировать резервы по сомнительным долгам. Это следует из пунктов 6, 7 ПБУ 1/2008.

В каком порядке создавать резерв

Резерв по сомнительным долгам формируйте в следующем порядке. Сначала определите объем каждой отдельной сомнительной задолженности. Резерв нужно будет сформировать для каждого такого случая. При этом его размер определяйте также с учетом оценки финансового состояния должника и вероятности погашения обязательств полностью или частично. Ведь величина резерва по сомнительным долгам – это оценочное значение. Включать в него всю сумму сомнительного долга не обязательно.

Такой порядок предусмотрен пунктом 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности, а то, как определить размер резерва, следует из пунктов 2 и 3 ПБУ 21/2008.

Так, например, если контрагент вовремя не заплатил 1 000 000 руб. и у вас нет никаких гарантий, что этот долг будет погашен, вам нужно создать резерв. Размер его при этом может быть максимальным (1 000 000 руб.), когда у вас, допустим, есть точная информация о начале процедуры банкротства должника. Или же сумма может быть меньше, когда известно, что дебитор ведет переговоры для реструктуризации других долгов и его платежеспособность может восстановиться. Если есть информация, что в итоге должник сможет вернуть 600 000 руб., то резерв создайте на 400 000 руб. Точнее оценить возможные риски помогут специалисты вашей финансовой службы, или, если таких нет, можно обратиться к сторонним оценщикам.

Порядок формирования резерва разработайте самостоятельно и закрепите в учетной политике для целей бухучета.

Создание резервов — право или обязанность?

Организация осуществляет торговую деятельность. Аудиторы настаивают на создании резервов на выплату бонусов сотрудникам, выплату компенсаций за неиспользованные отпуска при увольнении и по сомнительным долгам. Обязана ли организация создавать резервы для целей бухгалтерского (финансового) учета или это является ее правом?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

По нашему мнению, создание резерва по сомнительным долгам, а также резерва по выплате компенсаций за неиспользованный отпуск является правом, а не обязанностью организации.

Что касается резерва на выплату бонусов, то его создание зависит от условий выплаты и т.п.

Информацию об условных обязательствах, в отношении которых не созданы резервы, организации следует отразить в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности.

Обоснование вывода:

Действительно, п. 70 и п. 72 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, утвержденного приказом Минфина России N 34н от 29.07.1998 (далее — Положение), устанавливают, что организации могут создавать, например, резервы сомнительных долгов, резервы на предстоящую оплату отпусков работникам, выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет, выплату вознаграждений по итогам работы за год и т.п.

Вместе с тем в рассматриваемой ситуации также следует учитывать и нормы ПБУ 8/01 «Условные факты хозяйственной деятельности» (далее — ПБУ 8/01).

Так, п. 4 ПБУ 8/01 предусматривает, что последствиями условного факта, определяемыми по состоянию на отчетную дату при формировании бухгалтерской отчетности, могут быть условные обязательства или условные активы.

Пункт 6 ПБУ 8/01 указывает, что для целей отражения в бухгалтерской отчетности условные обязательства подразделяются на две группы:

— существующие на отчетную дату обязательства, в связи с которыми на счетах бухгалтерского учета создаются резервы в порядке, установленном в п. 8 и 9 ПБУ 8/01;

— возможные обязательства, информация о которых подлежит раскрытию в пояснительной записке.

В свою очередь, п. 8 ПБУ 8/01 определяет, что организация создает резервы в связи с существующими на отчетную дату обязательствами организации при одновременном наличии следующих условий:

— существует очень высокая или высокая вероятность, что будущие события приведут к уменьшению экономических выгод организации.

Очень высокая или высокая вероятность обычно свидетельствует о том, что у организации отсутствует возможность отказаться от исполнения обязательства либо исходя из требований договора или действующего законодательства, либо сложившейся практики деятельности организации;

— величина обязательства может быть достаточно обоснованно оценена.

При этом данный пункт именно обязывает организацию создавать резервы в связи с признанием условных фактов хозяйственной деятельности.

Таким образом, на сегодняшний день два указанных выше нормативных акта противоречат друг другу.

В таком случае, на наш взгляд, следует воспользоваться разъяснениями Минфина России, данными в письме от 23.08.2001 N 16-00-12/15, в котором сотрудники данного ведомства отметили, что Положение и ПБУ являются нормативными правовыми актами одного иерархического уровня в системе правовых актов РФ. Поэтому в случае коллизии нормативный акт, вступивший в силу позже, имеет приоритет перед актом, вступившим в силу ранее первого.

Применительно к рассматриваемому случаю это означает, что требования ПБУ 8/01 имеют приоритет перед нормами Положения.
Данную точку зрения подтверждает и п. 2 ПБУ 8/01, который предусматривает, что данное Положение может не применяться только субъектами малого предпринимательства (за исключением субъектов малого предпринимательства — эмитентов публично размещаемых ценных бумаг).

Соответственно, организация обязана применять ПБУ 8/01 и обязана отражать в отчетности информацию об условных фактах хозяйственной деятельности.

Читать еще:  Взять кредит на погашение ипотеки

Для создания в учете резерва, во-первых, должны иметь место условные факты хозяйственной деятельности; во-вторых, в отношении условных обязательств организации должны одновременно выполняться условия, поименованные в п. 8 ПБУ 8/01.

Пункт 3 ПБУ 8/01 определяет, что условным фактом хозяйственной деятельности является имеющий место по состоянию на отчетную дату факт хозяйственной деятельности, в отношении последствий которого и вероятности их возникновения в будущем существует неопределенность, то есть возникновение последствий зависит от того, произойдет или не произойдет в будущем одно или несколько неопределенных событий.

Так, резерв сомнительных долгов создается на основе результатов проведенной инвентаризации дебиторской задолженности организации (п. 70 Положения).

В этой связи полагаем, что организации известна как величина задолженности, не погашенной в срок, так и период истечения срока ее исковой давности.

Поэтому истечение срока исковой давности, на наш взгляд, нельзя отнести к условным фактам хозяйственной деятельности.

Следовательно, в отношении резерва по сомнительным долгам нормы ПБУ 8/01 не применяются.

Поэтому при ответе на вопрос, является ли создание резерва по сомнительным долгам не правом, а обязанностью организации, на наш взгляд, следует руководствоваться требованиями п. 6 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации».

Значит, при принятии решения о создании резерва следует учитывать принципы полноты, осмотрительности, рациональности и т.п.

Так, принцип осмотрительности предполагает большую готовность к признанию расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, и недопущение создания скрытых резервов. Иными словами, если существует вероятность получения убытка (в данном случае — неполучения долга), этот убыток должен быть зафиксирован в бухгалтерской отчетности. Одним из методов отражения в отчетности вероятных убытков является создание резервов по сомнительным долгам.

Вместе с тем учетная политика также должна обеспечивать рациональное ведение учета исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации. Таким образом, при решении вопроса о создании резерва по сомнительным долгам, на наш взгляд, необходимо все же исходить из существенности сумм и из экономической целесообразности создания такого резерва.

Необходимо принимать во внимание также и п. 6.3.4 Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России (одобрена Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине РФ и Президентским советом Института профессиональных бухгалтеров 29 декабря 1997 г.), который указывает, что при формировании информации в бухгалтерском учете следует придерживаться определенной осмотрительности в суждениях и оценках, имеющих место в условиях неопределенности, таким образом, чтобы активы и доходы не были завышены, а обязательства и расходы не были занижены. При этом не допускаются создание скрытых резервов, намеренное занижение активов или доходов и намеренное завышение обязательств или расходов.

Соответственно, по нашему мнению, нормативные акты по бухгалтерскому учету на сегодняшний день не дают однозначного ответа является ли создание резерва по сомнительным долгам правом или обязанностью организации.

Представляется, что окончательное решение надо принимать на основании анализа размеров дебиторской задолженности, сроков и вероятности ее погашения и т.п.

При этом, по мнению работников налоговых органов, создание организацией резерва по сомнительным долгам как в бухгалтерском, так и в налоговом учете является правом организации (письмо УФНС России по г. Москве от 09.04.2007 N 20-12/031921).

В отношении выплат увольняющимся сотрудникам, на наш взгляд, существует неопределённость, и выплату компенсаций за неиспользованные отпуска можно отнести к условным фактам хозяйственной деятельности.

Однако, так как организация не располагает данными относительно количества сотрудников, планирующих уволиться в течение 2010 года, то величина обязательства не может быть оценена достоверно.

В таком случае представляется, что создание резерва на выплату компенсации за неиспользованные отпуска при увольнении сотрудников также не носит обязательный характер.

В отношении резерва на выплату бонусов сотрудникам представляется, что перечень сотрудников, получающих бонусы, а также их величина и условия их предоставления могут быть закреплены в локальном нормативном акте организации.

Тогда организация принимает решение, относится ли данная выплата к условным фактам хозяйственной деятельности.

Если выплата бонусов зависит от того, произойдет или не произойдет в будущем одно или несколько неопределенных событий (например получение обществом прибыли, выполнение плана по размеру выручки и т.п.), то данная выплата соответствует понятию условного факта хозяйственной деятельности и при выполнении условий, поименованных в п. 8 ПБУ 8/01 организация обязана создавать резерв.

Если же данная выплата не соответствует понятию условного факта хозяйственной деятельности (размер бонусов зафиксирован и не зависит от определенных условий), то тогда организация вправе, а не обязана создавать резерв под выплату бонусов сотрудникам.

В соответствии с п. 13 ПБУ 8/01, если в отношении условных обязательств не выполняются требования п. 8 ПБУ 8/01, то резерв в связи с условными обязательствами не создается, а информация о таких обязательствах подлежит раскрытию в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности организации за отчетный период.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Завьялов Кирилл

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Мягкова Светлана

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

Все о резервах, налоговых и бухгалтерских

Довольно долго большинство бухгалтеров считало, что создание резервов — это дело добровольное. Причем как в налоговом учете, так и в бухгалтерском. Поэтому те, кто не хотел прибавлять себе работы, их вообще не создавали. Однако в прошлом году, внеся поправки в Положение по ведению бухучета и бухотчетност и Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утв. Приказом Минфина России от 29.07.98 № 34н (далее — Положение по ведению бухучета и бухотчетности); Приказ Минфина России от 24.12.2010 № 186н и приняв ПБУ 8/2010 ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы», утв. Приказом Минфина России от 13.12.2010 № 167н , Минфин четко дал понять, что в бухучете создание резервов — не дело вкуса. И только у малых предприятий вопрос создания некоторых из резервов может быть основан на желании. А все остальные организации либо должны создавать бухгалтерский резерв, либо не должны и не могут.

В налоговом учете все по-прежнему. Для тех, кто считает доходы и расходы методом начисления, есть ряд резервов, которые можно как создавать, так и не создавать. Таким образом, все резервы можно разделить на три группы.

1. Резервы, предусмотренные как в налоговом, так и в бухгалтерском учете.

2. Исключительно бухгалтерские резервы.

3. Исключительно налоговые резервы.

Резервы, предусмотренные как в налоговом, так и в бухгалтерском учете

Создание резерва в бухгалтерском учете не означает, что в налоговом учете тоже надо создать этот резерв. К тому же принципы налогового и бухгалтерского учета резервов не зависят друг от друг а Письмо Минфина России от 16.05.2011 № 03-03-06/1/295 . А разные принципы формирования резервов могут привести к необходимости отражения разниц по ПБУ 18/02.

2. Резерв нужно формировать так, чтобы его хватало на выплату отпускных (вознаграждений по итогам года) и страховых взносов с них. Правила формирования резерва лучше отразить в своей учетной политике.

Подробнее о формировании резерва на оплату отпусков в бухучете мы рассказывали в , 2011, № 8, с. 25.

  • вы предоставляли гарантии менее 3 лет, то в приведенную выше формулу вместо показателей, определяемых за предыдущие 3 года, надо подставить данные за период реализации гарантийных товаров (работ ) ст. 267 НК РФ . При этом предельный размер резерва не должен превышать ожидаемых расходов по гарантийному ремонту и обслуживанию;
  • до текущего года вы не продавали товары (работы) с гарантией, предельный размер резерва надо определять на основе ожидаемых расходов.

Исключительно бухгалтерские резервы

Резерв под снижение стоимости материальных ценностей

1. Все организации (в том числе и малые) обязаны создавать этот резерв на конец года (31 декабря). Его годовая инвентаризация обязательна. Однако резерв создается, только если рыночная стоимость материальных ценностей на конец года снизилас ь п. 25 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», утв. Приказом Минфина России от 09.06.2001 № 44н; п. 20 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утв. Приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н :

а) при проверке рыночной стоимости товаров (счет 41 «Товары») смотрим, за какую цену мы можем продать наши товары. И если эта цена меньше стоимости, по которой товары числятся у нас в учете (независимо от того, учитываете ли вы их по цене приобретения или по цене реализации), то резерв придется создавать. Аналогично создается резерв и по готовой продукции;

б) при проверке стоимости сырья и материалов вопрос о создании резерва зависит от рыночных цен на готовую продукцию (работы или услуги), для которых приобретены эти сырье и материал ы п. 20 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов :

  • на отчетную дату рыночная стоимость продукции (работ, услуг) больше или равна ее фактической себестоимости, то не надо создавать резерв под снижение стоимости сырья и материалов, используемых при ее производстве;
  • на отчетную дату рыночная стоимость продукции (работ, услуг) меньше ее фактической себестоимости, то резерв под снижение стоимости сырья и материалов создавать придется. И его сумму надо определить как разницу между рыночной ценой сырья и материалов и той стоимостью, по которой они учитываются.

2. Резерв учитывается на счете 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей». Отчисления в резерв — в составе прочих расходов (дебет счета 91–2 «Прочие расходы» – кредит счета 14). В балансе сумма резерва отдельно не отражается, на нее уменьшается стоимость МП З п. 25 ПБУ 5/01 .

3. Резерв корректируется в случае изменения оценки МПЗ (доначисления отражаются в прочих расходах, восстановление — в прочих доходах проводкой дебет счета 14 – кредит счета 91-1 «Прочие доходы» ) Инструкция по применению Плана счетов. утв. Приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н; пп. 2, 4 ПБУ 21/2008 . Сумма резерва уменьшается также при выбытии и ином списании МПЗ, под которые он создан, сумма восстанавливаемого резерва учитывается в прочих доходах.

Резерв под обесценение финансовых вложений

1. Резерв под обесценение финансовых вложений надо создавать на конец года (31 декабря), если выявлено устойчивое существенное снижение стоимости вложений, по которым не определяется их текущая рыночная стоимость. Малые предприятия, не эмитирующие публично размещаемые ценные бумаги, могут оценивать все финансовые вложения по их первоначальной стоимост и пп. 19, 21 ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений», утв. Приказом Минфина России от 10.12.2002 № 126н . Но это не освобождает от создания резерва. Наоборот, если есть признаки обесценения этих вложени й п. 37 ПБУ 19/02 , придется создавать резерв по всем своим финансовым вложениям: как имеющим текущую рыночную стоимость, так и не т п. 38 ПБУ 19/02 .

2. Резерв учитывается на счете 59 «Резервы под обесценение финансовых вложений». Отчисления в него — в составе прочих расходо в п. 38 ПБУ 19/02 (дебет 91-2 «Прочие расходы» – кредит 59). В случае повышения стоимости финансовых вложений резерв уменьшается. Сумма такого уменьшения включается в прочие доход ы п. 39 ПБУ 19/02 .

Читать еще:  Знак нет парковки

3. В балансе сумма резерва отдельно не отражается, на нее корректируется сумма финансовых вложени й п. 38 ПБУ 19/02 .

Иные резервы, связанные с оценочными обязательствами

1. Малые предприятия, отказавшиеся от применения ПБУ 8/2010, могут не создавать такие резервы. Все остальные организации должны признавать оценочные обязательства, учитывая их на счете 96 «Резервы предстоящих расходов».

Оценочные обязательства признаются при соблюдении трех услови й п. 5 ПБУ 8/2010 :

  • с большой долей вероятности можно утверждать, что есть обязанность совершить определенные действия (вытекающая, к примеру, из договора). Причем от исполнения этой обязанности организация не может уклониться;
  • в результате исполнения этой обязанности вероятно уменьшение экономических выгод (к примеру, придется выплатить кому-то деньги);
  • можно обоснованно определить сумму оценочного обязательства.

В качестве примеров, когда придется формировать резервы, можно привести следующие ситуации:

  • у организации есть заведомо убыточный договор. То есть договор, неизбежные расходы на исполнение которого превосходят выручку по нему, а отказ от договора грозит штрафам и п. 2 ПБУ 8/2010 ;
  • организация нарушила законодательство, из-за чего ей грозят штрафы;
  • организация участвует в судебном разбирательстве, которое, весьма вероятно, будет ею проиграно;
  • предстоит реструктуризация деятельности, влекущая неизбежные расходы, причем ее вероятность велика и о ней уже объявлено работника м п. 11 ПБУ 8/2010 .

2. Оценочные обязательства отражаются по дебету счета учета расходов и кредиту счета 96 «Резервы предстоящих расходов » п. 8 ПБУ 8/2010 . Для каждого вида оценочных обязательств лучше завести отдельный субсчет. Порядок расчета ежемесячных отчислений в резерв надо разработать самостоятельно и закрепить в учетной политике.

Исключительно налоговые резервы

Резерв расходов на ремонт основных средств

1. Его могут создавать организации, проработавшие более 3 ле т Письмо Минфина России от 17.01.2007 № 03-03-06/1/9 и закрепившие в учетной политике решение о создании резерва.

2. Отчисления в резерв учитываются как прочие расход ы п. 3 ст. 260, ст. 324 НК РФ .

3. Затраты на ремонт списываются только за счет резерва. Если его недостаточно, до конца года учесть затраты на ремонт как самостоятельные расходы нельзя.

4. Резерв состоит из двух частей: на текущий и на капитальный ремонт. В налоговой учетной политике надо закрепить предельную величину отчислений в резерв.

Иные специфические налоговые резервы

В отличие от бухучета создание резервов в налоговом учете организации как и прежде — дело вкуса

В налоговом учете предусмотрено создание ряда резервов, зависящих от специфики деятельности организации:

  • резерв предстоящих расходов, направляемых на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов. Его при определенных условиях могут создавать общественные организации инвалидов и организации, использующие труд инвалидо в подп. 38 п. 1 ст. 264, ст. 267.1 НК РФ ;
  • резервы, предназначенные для обеспечения безопасности особо радиационно опасных и ядерно опасных объекто в подп. 33 п. 1 ст. 264 НК РФ; Правила. утв. Постановлением Правительства РФ от 30.01.2002 № 68 .
  • резерв под обесценение ценных бумаг — для профессиональных участников рынк а ст. 300, п. 10 ст. 270 НК РФ ;
  • банковские резерв ы ст. 292 НК РФ , резервы страховых организаци й ст. 294 НК РФ , резервы страховых организаций, занимающихся обязательным медицинским страхование м ст. 294.1 НК РФ .

Cложность правил создания бухгалтерских резервов, как это обычно бывает, оборачивается необязательностью их исполнения. Иногда бухгалтеры сознательно идут на нарушение и вообще отказываются от трудоемкого создания резервов. Инспекция, конечно, может оштрафовать организацию за искажение бухотчетности. Но это маловероятно. К тому же для многих гораздо легче согласиться на штраф в 10 000 руб. или даже в 30 000 руб . пп. 1— 3 ст. 120 НК РФ , чем вести сложные расчеты. И лишь малым предприятиям повезло: они от создания большинства бухгалтерских резервов освобождены.

Обязателен или нет резерв по сомнительным долгам?

Резерв по сомнительным долгам обязателен или нет — такой вопрос часто возникает у бухгалтера при формировании учетной политики. Ответ на него зависит от того, о каком учете (бухгалтерском или налоговом) идет речь. Рассмотрим, в чем различие между резервами по сомнительным долгам, создаваемыми в этих учетах.

Сомнительный долг — что это и для чего нужен резерв по нему?

Сомнительным долгом для организации, в отношении которого заходит речь о создании резерва, считается имеющийся перед ней долг ее контрагента, в неполучении которого есть достаточная доля уверенности. Формирование резерва по такому долгу позволяет:

  • показать в бухучете величину задолженности, реальную к получению, т. е. сделать более достоверными данные о задолженности и, соответственно, сведения бухотчетности;
  • учесть для целей налогообложения потери от непоступления денежных средств до наступления момента, позволяющего полностью списать долг как безнадежный в целях расчета налога на прибыль.

Безнадежным долг становится (п. 2 ст. 266 НК РФ):

  • по истечении срока исковой давности (3 года);
  • при наличии постановления ФССП о невозможности его взыскания;
  • в случае ликвидации организации;
  • при невозможности исполнения из-за обстоятельств, не зависящих от воли сторон, в т. ч. вследствие акта, изданного органом государственной власти.

О документальном оформлении процедуры списания читайте в статье «Порядок списания дебиторской задолженности».

Общие черты бухгалтерского и налогового резервов

Оба основополагающих документа (бухгалтерский и налоговый) дают похожие определения сомнительному долгу, признавая им существующую дебиторскую задолженность:

  • не погашенную или имеющую высокую вероятность неоплаты в сроки, установленные в договоре, и не обеспеченную гарантиями (п. 70 ПБУ о бухучете и бухотчетности, утвержденного приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н);
  • не погашенную в сроки, установленные в договоре, и не имеющую обеспечений в виде залога, поручительства, банковской гарантии (п. 1 ст. 266 НК РФ).

Общим для обоих видов учета является также то, что резервы:

  • создаются по результатам инвентаризации задолженности и могут быть образованы по итогам как отчетного, так и налогового периода, в котором произошло их выявление;
  • формируются раздельно по каждому из сомнительных долгов;
  • влияют на финрезультат при всех операциях с ним.

Однако на этом сходство сомнительных долгов для признания их в бухгалтерском или налоговом учете заканчивается. Начинаются различия.

Условия создания резерва в бухучете

Резерв, создаваемый в бухучете, отличает:

  • обязательность его создания по выявленной сомнительной задолженности;
  • независимость от факта формирования (или неформирования) аналогичного резерва в налоговом учете;
  • отсутствие каких-либо исключений в круге налогоплательщиков, обязанных создавать резерв, т. е. формировать его должны все;
  • отсутствие ограничений по источнику происхождения задолженности, т. е. резерв может быть создан по долгам любого вида;
  • возможность формирования не только по уже просроченным долгам, но и по тем, которые не просрочены, но вероятность их неполучения достаточно высока;
  • допустимость самостоятельного формирования критериев признания долга сомнительным;
  • возможность самостоятельного определения размера создаваемого резерва в зависимости от самостоятельно же установленной вероятности получения долга или оплаты только его части;
  • возможность изменения суммы резерва при изменении ситуации с оплатой долга;
  • необходимость закрытия (списания) неизрасходованных сумм резерва в конце года, следующего за годом его создания.

Создание резерва в налоговом учете

Резерв, создаваемый в налоговом учете, обязательным не является. Принятие решения о его создании — это право налогоплательщика. Но в части всех остальных моментов этот резерв регламентирован в значительно большей степени, чем бухгалтерский, отличаясь следующим:

  • право на его создание имеют только те, кто ведет учет, используя метод начисления;
  • резерв применим только к задолженности покупателей;
  • сформировать его можно только по уже просроченной задолженности;
  • установлена продолжительность просрочки платежа для отнесения долга к тому, по которому можно создать резерв;
  • в зависимости от срока задержки оплаты определен размер резерва, и для него установлены только 2 величины: на полную сумму долга при просрочке оплаты более 90 дней, на половину суммы задолженности при задержке платежа на срок от 45 до 90 дней;
  • при наличии встречного обязательства (кредиторской задолженности) в резерв попадает только часть долга, которая не покрыта этой кредиторкой;

Узнать подробнее о порядке расчета резерва в этом случае можно из материалов:

  • предельный объем создаваемого резерва с 2017 года ограничен величиной 10% от наибольшей из 2-ух величин — выручки за отчетный период, в котором создается резерв, или выручки за предыдущий год (налоговый период);
  • резерв, не использованный в отчетном году, можно перенести на следующий год, скорректировав на его величину вновь создаваемый резерв по этому же долгу.

О некоторых ситуациях, вызывающих вопросы при создании резерва, читайте в материале «Ст. 266 НК РФ (2017): вопросы и ответы».

Учет резервов и отражение разниц в их формировании

В отношении созданного резерва и в бухгалтерском, и в налоговом учетах возможны следующие процессы:

  • корректировка величины резерва при изменении параметров, влияющих на нее;
  • восстановление резерва при оплате долга или неиспользовании резерва;
  • списание долга за счет резерва.

В обоих учетах создание резерва, корректировка его величины и восстановление отражаются в финрезультате, относясь на:

прочие расходы (доходы) — в бухучете (План счетов бухучета, утвержденный приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н);

внереализационные расходы (доходы) — в налоговом учете (п. 3 ст. 266 НК РФ).

За счет сумм созданного резерва списывается задолженность, признанная безнадежной. Разница между величиной созданного резерва и величиной списанной безнадежной задолженности также относится на финрезультат (в расходы или в доходы).

Создание резервов в бухгалтерском и налоговом учетах (или только в бухучете) обычно приводит к созданию временных разниц по ним. В первом случае это объясняется различием как в принципах оценки ситуации, для которой нужен резерв, так и в суммах создаваемых резервов, определяемых по разным алгоритмам. А во втором — самим фактом отсутствия резерва в налоговом учете. Временные разницы меняются по величине при операциях, производимых с резервом, и списываются в момент закрытия суммы резерва.

О возможных вариантах уменьшения разниц и о бухгалтерских проводках по резервам читайте в статье «Резервы по сомнительным долгам в бухгалтерском учете».

Что в части резервов должно попасть в учетную политику?

В отношении резерва, создаваемого в бухучете, в бухгалтерской учетной политике необходимо отразить периодичность проведения инвентаризации для целей выявления сомнительной задолженности (обычно это делают поквартально или 1 раз в конце года, но можно проводить и чаще, например, ежемесячно) и критерии:

  • признания долга сомнительным;
  • оценки вероятности получения долга;
  • определения размера формируемого резерва.

Вносить в бухгалтерскую учетную политику положение о создании или несоздании такого резерва необязательно. Создавать его при наличии задолженности, признанной сомнительной, надо. К тому же включение в учетную политику решения о несоздании резерва по сомнительным долгам может привести к признанию данных бухучета не соответствующими критерию достоверности.

В налоговой учетной политике достаточно указать на факт создания или несоздания резерва и периодичность, с которой будут учитываться результаты инвентаризации задолженности. Иные дополнительные моменты, относящиеся к резерву, можно не прописывать, т. к. руководствоваться в отношении них придется положениями ст. 266 НК РФ.

Ответ на вопрос об обязательности резерва по сомнительным долгам является положительным в отношении резерва, создаваемого в бухучете. Создание аналогичного резерва в налоговом учете — вещь добровольная, но в отношении порядка формирования и размера существенно более регламентированная, чем для бухгалтерского учета.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector